Лекция на тему «Родной язык и физиологическое здоровье нации» состоится в Татарском культурном центре Москвы. Мероприятие анонсировано как «праздник-встреча с известным татарским поэтом и общественным деятелем Айдаром Халимом».
Несмотря на то, что поиск зависимости физиологии от родного языка может являться симптомом нарушения психического здоровья, в сознании некоторых национально озабоченных общественников лекции поэта Айдара Халима воспринимаются как праздник. Впрочем, как праздник анонсирует событие и официальное республиканское агентство «Татар-информ» (в последнее время проводящее научные дискуссии в интернете типа «А было ли татаро-моногольское иго?»).
Что касается самой лекции, то она Айдаром Халимом читается уже не первый год . Поэтому можно привести некоторые цитаты:
«На столе у них вместо чая — водка. Айран и молоко уступили место квасу, балиш — салу и колбасе, вместо губадии вы увидите какую-нибудь подходящую закуску вроде соленой капусты. Все это, в конце концов, приводит даже к изменению физиологического облика. Татарский ребенок, всегда встававший с первыми лучами солнца, теперь дрыхнет в выходные до полудня»… «Татарки рожают детей, становясь женами людей пусть и других национальностей, но зато обладающих возможностями для удовлетворения их желудочных интересов. Дети таких родителей — дети без ответственности. Я не знаю, какой ущерб нанесли русским браки с татарами, но с уверенностью могу сказать, что для подсчета тех потерь, которые понесли татары, не хватит и жизни»…
68-летний поэт Айдар Халим (а также драматург и публицист Борис Назметдинович Халимов, уроженец деревни Малые Каркалы Миякинского района Башкирской АССР), снискал себе репутацию страстного борца за народное счастье еще на пике ельцинского периода. Особо прославила его книга «Убить империю», которая могла бы дать прокуратуре массу поводов для возбуждения уголовных дел по статье 282 УК РФ — «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды», но так и не дала. Более того, Айдар Халим до сих пор пользуется авторитетом и поддержкой татарстанских чиновников, записавших его в «представители татарской интеллигенции». И, как теперь понятно, слава поэта наконец-то долетела до Москвы, где вдали от родной республики живет и нуждается в духовном окормлении многочисленная татарская диаспора.
Много ли московских татар разделяют соображения поэта-физиолога — неизвестно. Как следует из анонса, в программе вечера есть не только лекция, но и чтение стихов, а также исполнение татарских народных песен (ожидается, что в мероприятии примут участие поэт Ахмет Саттар и заслуженная артистка Татарстана Роза Хабибуллина). Так что праздник обещает быть многолюдным — при такой организации дела число единомышленников будет быстро расти.