Без рубрики

Саакашвили и Эрдоган: конституционные манипуляции именем Европы

Президент Грузии Михаил Саакашвили,  премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Коллаж ИА REGNUM Президент Грузии Михаил Саакашвили, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Коллаж ИА REGNUM

На прошлой неделе парламент Грузии практически принял новую Конституцию страны, которая является конституцией европейского типа, заявила на брифинге 19 октября пресс-спикер президента Грузии Манана Манджгаладзе . Она отметила тот факт, что парламент Грузии дождался окончательного заключения Венецианской комиссии по этому документу и утвердил поправки к Конституции только после этого.

«На прошлой неделе парламент Грузии практически утвердил новую Конституцию, которая создает совершенно новую модель с точки зрения баланса между всеми слоями власти. Следует отметить, что это конституция европейского типа, которая предусматривает сильный парламент, сильное правительство и президента, который будет играть роль нейтрального арбитра между исполнительной и законодательной властями. Важно, что парламент дождался окончательного заключения Венецианской комиссии. По имеющемуся у нас документу, заключение в целом положительное и комиссия позитивно оценила внесенные в Конституцию Грузии поправки», — подчеркнула Манджгаладзе.

Отметим, что по новой редакции конституции Грузия трансформируется из президентской республики в парламентскую. «Согласно новой модели разделения властей, президент отступает на второй или даже третий план, а на первый выходит парламент и формируемое им правительство», — заявил ранее газете «Коммерсантъ» глава конституционной комиссии Грузии Автандил Деметрашвили . Оппозиция изначально протестовала против принятия новой конституции, обвиняя Михаила Саакашвили в попытке узурпации власти и стремлении бессрочно остаться во главе страны — уже в качестве премьера.

Стоит отметить, что недавно в соседней с Грузией Турции также прошел конституционный референдум. Согласно экспертным оценкам, в Турции, которая хочет стать членом ЕС, идет диаметрально противоположный по сравнению с Грузией процесс — изменения государственного устройства от доминирующего парламентаризма к президентской форме правления. В Турции оппозиция считает, что Конституция страны переделывается под премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана , который хочет занять президентское кресло и в свете нового Основного закона продолжить свое правление.